ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ, ОТДЕЛКЕ И РЕМОНТУ

Как самостоятельно определить износ тормозных колодок

Тема в разделе "Другие вопросы", создана пользователем Zhenya06, 11 апр 2024.

  1. Zhenya06

    Zhenya06 Новичок

    Сообщения:
    2
    Рейтинг:
    1
    Если говорить о деталях, которые быстрее всего изнашиваются в автомобиле, то это будут тормозные колодки. Точнее, расходуются их фрикционные накладки. Поэтому за их состоянием необходимо следить. Ситуация усложняется ещё несколькими факторами – часто колодки работают не исключительно при торможении, но и в моменты срабатывания систем стабилизации, а также при имитации блокировок межколёсных дифференциалов. А их текущее состояние прямо влияет не только на сохранность сопряжённых механизмов. Здесь главное - безопасность.

    Причины износа тормозных колодок

    Торможение происходит за счёт силы трения между накладками колодок и тормозными дисками (барабанами в устаревших конструкциях). При этом фрикционный материал сильно нагревается, истирается и даже разрушается от усталости и микроповреждений.
    Диски также становятся тоньше в зоне контакта, но они стальные или чугунные, поэтому менять их приходится примерно втрое реже. Роль играет совместимость сплава диска и сложного состава накладок. Используются композитные, порошковые и армирующие технологии.

    Но основа износа – частота и интенсивность пользования тормозами. Можно быстро перегреть колодки до такого состояния, что они буквально поплывут на плёнке из образующихся при высокой температуре веществ. Величина замедления упадёт, а накладки будут непоправимо испорчены и быстро разрушатся, потеряв свои характеристики по стойкости.

    Характерные признаки износа

    Главный критерий при диагностике предельного износа – визуальный осмотр, причём желательно снятых с суппорта колодок. Только так можно точно определить неравномерность истирания, её характер, обратить внимание на начавшееся разрушение. Но для регулярного контроля это нереально, приходится обращать внимание на косвенные признаки и предусмотренную конструкцией систему самодиагностики:

    • для своевременного обнаружения предельного износа в колодках монтируется электрический датчик, его задевания за металлический диск вызывают замыкание цепи и срабатывание индикации на приборной панели;
    • менее продвинутые индикаторы делаются механическими, это просто пластина, которая начинает касаться диска, издавая хорошо слышимый неприятный звук;
    • даже без индикаторов отработавшие своё колодки будут звучать при торможении с тембром «металл по металлу», но это критерий, находящийся уже за допустимой границей, нельзя доводить накладки до полного истирания;
    • зону прилегания колодок можно разглядеть в большинстве автомобилей даже не снимая колес, данный осмотр следует сделать регулярным.

    При визуальном контроле состояния надо учитывать, что на диске вырабатывается бурт с края, который закрывает накладки и создаёт впечатление большего износа, чем он есть на самом деле. Рекомендуется при замене колодок спиливать данный бортик тем или иным способом. Одновременно это помогает быстрее прирабатываться новым колодкам.

    Как диагностировать износ

    Износ оценивается при каждом проведении технического обслуживания. Для этого машина ставится на подъёмник, снимаются колёса, обеспечивается доступ к зазору между колодками и диском. Только так можно точно оценить оставшийся ресурс.

    Колодки могут прирабатываться к неровному диску, после чего их поверхность приобретает рельеф. Поскольку сложно оценить близость износа таких деталей к предельному состоянию, то их рекомендуется заменить вместе с дисками. Или, при наличии большого запаса по толщине, проточить диски на станке до получения ровной рабочей поверхности без выступов и впадин. Предельно допустимая толщина дисков приводится в документации на автомобиль и справочных данных запчастей.

    Допустимый износ и когда менять колодки

    Предельная толщина накладок определяется требованиями по безопасности:
    • вместе с сильно изношенным диском истертые колодки могут заставить поршни суппортов выдвинуться на такое расстояние, что в систему попадёт воздух, это приведёт к отказу тормозов;
    • отработавшие накладки вызывают вибрацию при торможении, что изнашивает сопряжённые детали;
    • крепление накладки ослабевает, она выкрашивается или полностью отделяется, может заклинить диск или барабан;
    • износ не всегда бывает равномерным как по площади одной колодки, так и между внешними и внутренними, а также на разных колёсах, при замене таких деталей надо выяснить и устранить причины неравномерности и перекосов.

    Величина в миллиметрах, при которой накладка уже не может гарантировать работу, указана в инструкциях. Обычно это 2-3 миллиметра. Но заменяют колодки значительно раньше. При проведении ТО определяется не текущая толщина, а прогнозируемая к следующему ТО. После чего делается профилактическая замена.

    Советы и рекомендации

    При смене колодок надо провести обслуживание суппортов. Обычно это замена или смазка направляющих, использование ремкомлекта, куда могут дополнительно входить резиновые пыльники и поршни. Применяется специальная высокотемпературная смазка суппортов, но и её надо наносить в минимальных количествах, избегая попадания на накладки и диски.
    Детали промываются специальным очистителем тормозов. Это качественный растворитель и обезжириватель в удобной упаковке под давлением.

    Выбор колодок сложен из-за огромного количества предложений на каждую машину от разных производителей.

    Здесь вы можете дополнительно задать вопрос по ремонту автомобилей.

    Так же обратите внимание, что нельзя брать дешёвые изделия, а из средней ценовой категории надо использовать те, которые совместимы с материалом дисков. Желательно обе поверхности трения должны быть от одного производителя и в одной технологической серии.
     
    #1
  2. Загрузка...