Одна из процедур ежедневного контроля за техническим состоянием автомобиля – проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке радиатора. Это несложно, достаточно открыть капот. Бачок сделан из прозрачного пластика, на нём нанесены метки минимально допустимого уровня и максимальной заправки. Жидкость окрашена, поэтому соблюдается достаточный для визуального наблюдения контраст. Иногда бачок снабжается электрическим датчиком, но эта полезная мера принимается достаточно редко, считается, что система надёжна и герметична. Как работает система охлаждения В состав системы входят следующие наиболее важные компоненты: • охлаждающая жидкость – антифриз с низкой температурой замерзания и свойствами противостояния коррозии; • основной радиатор; • рубашки охлаждения двигателя; • теплообменники для масла; • водяной насос – помпа; • термостат, регулирующий температуру с большой точностью; • расширительный бачок с пробкой и аварийным клапаном. Жидкость непрерывно циркулирует, перенося тепло от блока и головки мотора к радиатору, где оно сбрасывается в окружающую среду. Система герметична, поэтому температура кипения здесь намного выше из-за избыточного давления. Почему важен нормальный уровень антифриза В системе отсутствует воздух, поскольку он помешал бы нормальной циркуляции, крыльчатка помпы по газу или его смеси с жидкостью эффективно работать не в состоянии. Если уровень в бачке падает, то система завоздушивается, и наступает угроза перегрева. Это недопустимо даже на короткое время, повысится локальная температура в зоне цилиндров, наступит тепловое расширение деталей, задиры металлы и клин мотора в целом. Причины снижения уровня Если в системе содержится недостаточное количество жидкости, то это проявится именно в пониженном уровне. Уйти антифриз может в результате утечек через неплотности магистралей, прохудившийся радиатор, а также изношенный сальник помпы. К общему потоку антифриза подключён контур салонного отопителя. Там тоже имеется радиатор с тонкими стенками сотовой структуры воздушного теплообмена и пластиковыми бачками. Со временем эта конструкция также начинает протекать, что заметно по характерному запаху антифриза в салоне и образованию луж под ногами пассажиров. Иногда разрушаются теплообменники других агрегатов, трансмиссии, турбонагнетателя, масляного радиатора. Есть опасность как выхода жидкости наружу, так и смешивания её с маслом. На форумах по ремонту авто упоминается одна из частых и наиболее опасных причин – проникновение антифриза в цилиндры. Это может произойти из-за разрушения прокладки под головкой блока или трещин в металле. Сразу после замены антифриза уровень может падать постепенно по мере вытеснения воздушных пробок. Отсюда рекомендация внимательно следить за расширительным бачком первую неделю после такого обслуживания. Последствия езды при недостатке жидкости Основная проблема – перегрев, о последствиях которого уже упоминалось. Но если жидкость будет попадать в цилиндры, то это чревато проникновением её в картер, где она превратит масло в непригодную для работы эмульсию, разрушит поршни, кольца, клапаны и нейтрализатор выхлопа. В этом случае падение уровня станет не причиной, а симптомом крупных неприятностей для владельца. Дополнительным признаком будет белый дым из выхлопной трубы и вылетающие капли антифриза. Эксплуатацию автомобиля надо немедленно прекратить, разрушение двигателя под нагрузкой произойдёт очень быстро. Устранение утечек Точно выявить источник утечки можно опрессовкой системы. Для этого вместо крышки бачка устанавливается приспособление, через которое в систему нагнетается сжатый воздух под небольшим давлением. Место утечки определяется по шипению и иным признакам выхода воздуха, например, визуально, если используется дымогенератор. После определения дефекта принимается решение о ремонте. Шланги, радиаторы, помпа и прочие элементы системы подлежат замене, ремонт отказавших деталей недопустим из-за снижения надёжности и тяжести потенциальных последствий. Если утечка идёт в цилиндры, то потребуется снятие головки блока. Простая замена прокладки недопустима, надо проверить на трещины головку и блок, определить плоскостность их стыка, отдефектовать цилиндропоршневую группу. Могли пострадать вкладыши коленчатого вала, каталитический нейтрализатор, клапаны и свечи. Для полной проверки разобранного мотора необходим квалифицированный моторист. Повторная опрессовка системы проводится после сборки отремонтированного двигателя. Уровень доводится до нормы в несколько приёмов, включающих в себя полное удаление воздушных пробок. Опасность представляет не столько некоторое снижение уровня, как причины, по которым такое может произойти. Уход антифриза свидетельствует о серьёзных неисправностях, ставящих под угрозу сохранность силового агрегата. Цена вопроса такова, что при игнорировании проблемы можно легко остаться без двигателя вообще, поскольку после критического перегрева далеко не всегда его удаётся восстановить даже капитальным ремонтом.